Педагогу

Советы и рекомендации для педагогов по повышению учебной мотивации учащихся

развернуть

Современные психологи и педагоги считают, что главная задача состоит в том, чтобы развивать и вызывать у учащихся любознательность – причину познавательного интереса.

Учитель может использовать для этого различные приемы и техники:

  • Создавайте ситуации успеха через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания.
  • Помните, что очень важен положительный эмоциональный настрой через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркая и эмоциональная речь учителя.
  • Помните, что интерес и радость должны быть основными переживаниями школьника в процессе обучения.
  • Предоставляйте частичную свободу выбора (не в ущерб знаниям).
  • Помните, что значительно повышают учебную мотивацию: необычное начало урока, использование музыкальных фрагментов, игровых и соревновательных форм, юмористических фраз и расслабляющих минуток.
  • Не наказывайте за неудачу, неудача сама по себе является наказанием. Страхи, напряжённость затрудняют процесс обучения. Неудачи снижают мотивацию.
  • Самый мощный стимул в обучении «Получилось!!!» Отсутствие этого стимула, означает отсутствие смысла учебы. Научите учеников разбираться в том, что им не понятно, начиная с малого. Одну большую задачу разбить на подзадачи так, чтобы каждый ученик смог самостоятельно их сделать. Если он в каком-то виде деятельности достиг мастерства, то внутренняя мотивация будет расти.
  • Помните, что рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению внутренней мотивации.
  • Сотрудничайте на уроке через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование.
  • Старайтесь на уроках учитывать запросы, интересы и устремления детей. Применяйте новые информационные технологии.
  • Ставьте оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока) – вводите забытое понятие поурочного балла.
  • По возможности старайтесь на уроке чаще обращаться к каждому ученику, осуществляя постоянную «обратную связь» – корректировать непонятное или неправильно понятое.
  • Отмечайте достижения ребенка. Оценка его достижений поможет продолжить обучение. Например, список успехов может способствовать тому, чтобы он стал самостоятельным. Гордитесь достижениями ребенка в любой деятельности.
  • Постоянно и целенаправленно занимайтесь развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстроты реакций, всех видов памяти, внимания, воображения и т. д. Основная задача каждого учителя – не только научить, а и развить мышление ребенка средствами своего предмета.
  • Старайтесь, когда возможно, интегрировать знания, связывая темы своего предмета, как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор.
  • Преподносите содержание учебного материала так, чтобы это было интересно. Старайтесь, если возможно, преподносить материал в необычной форме.
  • Включайте учащихся в коллективную деятельность через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы работы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, используя приём «метод проб и ошибок», оказание учащимися помощи друг другу.
  • Выясните, что является причиной низкой мотивации учеников: неумение учиться или ошибки воспитательного характера. После этого поработайте с проблемными сторонами личности учащегося. При необходимости обратитесь за помощью к школьному психологу.
  • Помните, что для школьников важна сама личность учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается).
  • Создавайте атмосферу энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности. Уважайте личность каждого ребенка.

 И у вас всё получится!

 

свернуть

Особенности поведения учащихся

развернуть

Рекомендации по профилактике синдрома эмоционального выгорания

развернуть
  1. Определите краткосрочные и долгосрочные цели.
  2. Используйте "тайм-ауты", которые необходимы для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы).
  3. Овладейте умениями и навыками саморегуляции (дыхательные техники, техники работы с телом, релаксация, положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию).
  4. Занимайтесь профессиональным развитием и самосовершенствованием (одним из способов предохранения от СЭВ является обмен профессиональной информацией с представителями других служб, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива). Для этого существуют различные способы – курсы повышения квалификации, обучающие семинары-практикумы, конференции и пр., где помимо прочего, можно поговорить и на отвлеченные темы.
  5. Уходите от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению СЭВ).
  6. Эмоционально общайтесь (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным). Поэтому в сложных рабочих ситуациях обменивайтесь мнениями с коллегами и ищите у них профессиональной поддержки. Если педагог делится своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут найти разумное решение возникшей у него проблемы.
  7. Поддерживайте хорошую физическую форму (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание, злоупотреблениеспиртными напитками, табаком, уменьшение веса или ожирение   усугубляют проявления выгорания).

В целях направленной профилактики СЭВ следует:

- стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;

- учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;

- проще относиться к конфликтам на работе;

- не пытаться быть лучшим всегда и во всем;

- не ожидать, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе; если не предпринимать мер, они будут только усугубляться.

Способы преодоления выгорания:

  1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать в условиях работы в образовательном учреждении:

– резко встать и пройтись;

– быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;

– измалевать листок бумаги, измять и выбросить.

  1. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.
  2. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и, проговаривая

события прошедшего дня, «смывайте» их, так как вода издавна является мощным энергетическим проводником.

  1. Дыхательные упражнения для быстрого снятия стресса.

Сделать вдох на 4 счета, задержать на 4 счета дыхание, затем сделать выдох на 4 счета, снова задержать дыхание на 4 счета.

Просто попробуйте подышать подобным образом хотя бы 3–4 цикла.

Тело само по себе распрямляется, и повышается настроение!

 

Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!

свернуть