Родительская страничка

Семья – это значит так много,

Семья – это слово простое,

Идите семейной дорогой,

Живите в любви и покое,

Дитишек своих вы любите,

Они – это вас продолженье,

Семейные ценности чтите,

И счастье вас ждет, без сомненья!


Уважаемые родители!

Приглашаем Вас на заседания Родительского Клуба «Содружество»

 


1.      Уроки вежливости

Уважаемые родители, ваш ребёнок будет вежлив и воспитан, если вы:

1.                      Ведёте себя деликатно по отношению ко всем окружающим, тем более, по отношению к своим детям.

2.                      Уважаете человеческое достоинство своего сына или дочери, говорите с ребёнком спокойным тоном. Общаетесь со всеми только вежливо и уважительно. Отказываетесь от физического насилия над ребёнком в виде воспитательной меры.

3.                      Стараетесь замечать больше хорошего в действиях вашего ребёнка, а где это возможно, поощряете самостоятельность своего ребёнка.

4.                      Предъявляете к детям единые требования и, даже если кто-то из вас не согласен с замечаниями другого, то высказываете это в отсутствии ребёнка.

5.                      Уважаете достоинство маленького человека, исключив выражения: «Ты ещё слишком мал», «Ты ещё этого не понимаешь», «Тебе ещё рано».

6.                      Предъявляя к ребёнку какие-то требования, предъявляете их к самим себе, не забываете говорить ребёнку: «Доброе утро», «Спокойной ночи», «Благодарю за помощь».

7.                      Правила культурного поведения прививаете детям систематически, а не от случая к случаю.

 

2. Технология свободы, или механизм радости

1. Ребёнок живёт, а не воспитывается. Ему нравится творить самого себя, а не быть средством для достижения пусть даже самых прекрасных целей.

2. Нельзя на детях экспериментировать. Должны быть абсолютные гарантии в целесообразности принимаемых средств и методов развития ребёнка.

3. Ребёнок – самое деятельное существо в мире. Его «рабочий день» длится ровно столько, сколько он бодрствует. Задача родителя/воспитателя – включить ребёнка в развивающую и воспитательную деятельность.

4. Нет на свете ребёнка, у которого не было бы любимого занятия. Дети способны радоваться и получать удовольствие от выполненной ими работы.

5. Используйте эту способность! Подготовьте такую радость. Это может быть и уборка помещения, и мытьё посуды, и уход за «детьми» - игрушками, и рисунок, и лепка, и занятие физкультурой.

6. Необходимо усвоить, т. н. механизм радости. Радость – социальное свойство. Конечно, ребёнок может радоваться и наедине. Но, как правило, он несёт свою радость другим. Важно, чтобы его радость или успех были замечены. 

7. Помните – труд неотделим от наслаждения, а удовольствие может выполнять и полезную и вредную роль. Удовольствие вредно если ведёт к потребительству. Если ребёнок постоянно нуждается в том, чтобы ему рассказывали сказки – это хорошо, но это и опасно. Если ребёнок оказывается сам творцом сказок, то создаются предпосылки для соединения труда и наслаждения.

8. Формируйте полезные потребности. Детская радость, удовольствие от завершённого дела, уместные оценки окружающих и самооценка ребёнка создают основание для возникновения полезных потребностей. Чтобы потребность в труде стала органичной необходимы многократные повторения трудовых усилий, сопровождаемых поощрением и чувством удовлетворения. Любая формирующая потребность косвенно или напрямую связывается с потребностью в общении с другим человеком. Вот эта связь деятельности с потребностью в общении – всеобщая основа воспитания.

9. Нельзя воспитывать, как отмечал Макаренко, с поспешностью угорелой кошки. Научите ребёнка терпеливо ждать. Если ребёнок не включается в игру, другую деятельность, следите за его настроением, за пробуждением стремления.

10. Старайтесь создать такую атмосферу общения, которая непременно изнутри пробудит в ребёнке острое желание включиться в ту или иную деятельность.

11. Не бойтесь приласкать ребёнка. Потребность в общении у него неразрывно связана с потребностью в ласке. Если ребёнку недостаёт вашего тёплого отношения, он неизбежно нервничает, грубит, не находит себе места. Это «нервное начало» - своеобразное требование тепла.

12.   Не бойтесь конфликтовать с детьми. Не может быть воспитания без конфликтов, как не может быть общения без разрешения противоречий. Конфликт – это столкновение взглядов¸ желаний, представлений. Конфликт – всегда пересмотр чего-то, он связан с необходимостью обновления.

13.   Нельзя на продолжительное время оставлять ребёнка в состоянии обиды. Золотое правило: за тучами непременно должно быть солнышко! И чем оно светлее, тем больше предпосылок для подлинного воспитания.

14. Воспитывая сильную личность и даже детский героизм, надо постоянно объяснять и самому ребёнку и другим детям важность мужественного выхода из состояния подавленности, замечательного преодоления самим ребёнком своего негативизма!

 

Помните: дети – те же взрослые, только с меньшим опытом, с меньшим ростом и с меньшими возможностями!

Памятка для родителей по половой неприкосновенности несовершеннолетних

развернуть

Эта памятка предназначена для Вас, т.к. Вы — самый близкий для ребенка
человек, который может помочь предотвратить насилие и посягательства на
половую неприкосновенность детей и подростков.
Почему именно дети становятся жертвами преступлений? Потому что дети
доверчивы и беспечны! А преступник может подобрать нужный ключик к
любому ребенку.
Избежать насилия можно, но для этого необходимо:
— объяснить ребенку правила поведения, когда он остается один на улице
либо дома;
— если у ребенка появилось хотя бы малейшее сомнение в человеке,
который находится рядом, или его что-то насторожило, то лучше отойти от
него либо остановиться и пропустить этого человека вперед;
— стать для ребенка другом, с которым он может поделиться своими
переживаниями; серьезно воспринять рассказ о совершенном в отношении
него насилии со стороны знакомых, родственников;
поддерживать отношения с друзьями детей и их родителями;
— не отпускать ребенка на улицу одного (когда ребенок гуляет с друзьями,
возможность совершения преступления снижается);
— знать, какие передачи ребенок смотрит по телевизору, на какие сайты в
Интернете чаще всего заходит, для того чтобы исключить просмотр фильмов
сексуальными сценами и сценами насилия, исключить возможность общения
Вашего ребенка с педофилом через Интернет;
— обязательно контролировать время, которое ребенок проводит в
Интернете, будьте в курсе, с кем Ваш ребенок контактирует в сети.
Соблюдая правила безопасности, Ваш ребенок сможет избежать
подстерегающей его опасности, принять правильное решение в сложной
ситуации.
Памятки для родителей
по вопросам половой неприкосновенности детей
Уважаемые родители!
Эта памятка предназначена для Вас, т.к. Вы - самый близкий для ребенка
человек, который может помочь предотвратить насилие и посягательства
на половую неприкосновенность детей и подростков. Избежать насилия
можно, но для этого помогите ребенку усвоить «Правило пяти нельзя».
«Правило пяти «нельзя».
- Нельзя разговаривать с незнакомцами на улице и впускать их в дом.
- Нельзя заходить с ними вместе в подъезд и лифт.
- Нельзя садиться в чужую машину.
- Нельзя принимать от незнакомых людей подарки и соглашаться на их
предложение пойти к ним домой или еще куда-либо.
- Нельзя задерживаться на улице одному, особенно с наступлением темноты.
Научите ребенка всегда отвечать «Нет!»
- Если ему предлагают зайти в гости или подвезти до дома, пусть даже это
соседи.
- Если за ним в школу или детский сад пришел посторонний, а родители не
предупреждали его об этом заранее.
- Если в отсутствие родителей пришел незнакомый (малознакомый) человек
и просит впустить его в квартиру.
- Если незнакомец угощает чем-нибудь с целью познакомиться и провести с
тобой время.
Как понять, что ребенок или подросток подвергался сексуальному
насилию?
- Вялость, апатия, пренебрежение к своему внешнему виду;
- Постоянное чувство одиночества, бесполезности, грусти, общее снижение
настроения;
- Уход от контактов, изоляция от друзей и близких или поиск контакта с
целью найти сочувствие и понимание;
- Нарушение умственных процессов (мышления, восприятия, памяти,
внимания), снижение качества выполняемой учебной работы;
- Отсутствие целей и планов на будущее;
- Чувство мотивированной или немотивированной тревожности, страха,
отчаяния;
- Пессимистическая оценка своих достижений;
- Неуверенность в себе, снижение самооценки.
- Проблемы со сном, кошмары, страх перед засыпанием.
- Головные боли, боли в желудке, соматические симптомы.
- Повышенная агрессивность и (или) высокая активность (гиперактивность).
- Постоянная тревога по поводу возможной опасности или беспокойство по
поводу безопасности любимых людей.
- Признаки, связанные со здоровьем: повреждения генитальной, анальной
областей, в том числе нарушение целостности девственной плевы; следы
спермы на одежде, коже, в области половых органов, бедер; наличие
заболевания, передающегося половым путем, недержание кала ("пачкание
одежды"), энурез, беременность.
- Нежелание общения и неучастие в играх и любимых занятиях.
Перечисленные проблемы могут появиться в школе, дома либо в
любой знакомой обстановке, когда ребенок или подросток видит или слышит
о насилии.
Поддержите ребенка или подростка в трудной ситуации.
— Исцеление начинается с общения. Заботливый взрослый — самый лучший
фактор, который поможет ребенку чувствовать себя в безопасности.
— Разрешите ребенку рассказывать. Это помогает сказать о жестокости в их
жизни взрослому, которому дети доверяют.
— Дайте простое и ясное объяснение страшным происшествиям. Малыши
чувствуют иначе, чем взрослые. Они не понимают истинных причин
жестокости и часто обвиняют себя.
— Формируйте самооценку детей. Дети, живущие в атмосфере насилия,
нуждаются в ежедневном напоминании, что они любимы, умны и важны.
— Обучайте альтернативе жестокости. Помогите детям решать проблемы и
не играть в жестокие игры.
— Решайте все проблемы без жестокости, проявляя уважение к детям.
Педофилия в последнее время стала серьезной проблемой. Поэтому надо
принять все меры, чтобы защитить хотя бы собственных детей. Как уберечь
ребенка от беды? От педофила может пострадать как девочка, так и мальчик.
Пол ребенка для него не имеет большого значения.
Жертвой может стать любой ребенок, однако, есть дети, которые
попадают в руки насильника чаще, чем другие.
1. Как ни странно, это послушные дети. У них, как правило, строгие
родители, внушающие, что «старшие всегда правы», «ты еще мал, чтоб
иметь свое мнение», «главное для тебя - слушаться взрослых». Таким
детям педофил предлагает пойти с ним, они не могут ему отказать.
2. Доверчивые дети. Педофил может предложить вместе поискать
убежавшего котенка, поиграть у него дома в новую компьютерную игру.
3. Замкнутые, заброшенные, одинокие ребята. Это не обязательно дети
бомжей и пьяниц, просто их родители заняты зарабатыванием денег, и
между ними нет теплых, откровенных отношений. За взрослым
человеком, оказавшим такому ребенку внимание, он может пойти куда
угодно.
4. Дети, стремящиеся казаться взрослыми. Девочка, которая красит губы,
носит сережки, рано становится на каблуки; мальчик с дорогими часами
или престижным мобильным телефоном скорее привлечет внимание
педофила. Преступник воспринимает это как послание: хочу испытывать
то же, что и взрослые.
5. Подростки, родители которых пуритански настроены. Вместо того,
чтобы помочь ребенку справиться с пробудившейся сексуальностью, они
осуждают и наказывают его. «Дядя», который поможет сбросить
напряжение, становится «лучшим другом».
6. Дети, испытывающие интерес к «блатной» романтике. Бесконечные
сериалы про бандитов наводят ребенка на мысль, что настоящие мужчины
- это те, которые сидят в тюрьме. Такие ребята могут сами искать себе''
друзей из уголовного мира.
Педофилия – страшное явление, но еще хуже, когда детей насилуют близкие
родственники. Тогда жизнь превращается в настоящий кошмар.
Подобные «семейные» преступления, как правило, растянуты во времени и
раскрываются лишь тогда, когда дети решаются на крайние меры: пытаются
покончить с собой, убегают из дома.
Дети обычно скрывают эти страшные факты потому, что подсознательно
считают себя виновными в происходящем. Совратитель уверяет, что тебя
перестанут любить, если узнают о случившемся.
Часто дети не могут самостоятельно найти выход из сложившейся
ситуации. Что же делать в случаях, когда насилие происходит в семье?
Прежде всего, надо помнить, что у ребенка есть права, которые защищаются
законом! Любой ребенок может обратиться в милицию, Следственный
комитет, прокуратуру, к Уполномоченному по правам ребенка.
Это важно помнить родителям! Уважайте своего ребенка, не делайте
сами и не позволяйте другим заставлять ребенка делать что-то против своей
воли. Если Ваш ребенок говорит о нездоровом интересе к нему Вашего мужа
(сожителя), прислушайтесь к его словам, поговорите с мужем (сожителем),
не оставляйте ребенка один на один с ним. Если же отношения зашли
слишком далеко, расстаньтесь с этим человеком, ведь нет ничего дороже
счастья собственного ребенка.
Если Вы заметили странность в поведении ребенка, поговорите с ним о том,
что его беспокоит.
В разговоре с мальчиком лучше участвовать отцу, без присутствия матери.
Что вы можете сделать, чтоб обезопасить своих детей.
- Не оставляйте на улице маленького ребенка без присмотра. Если ваши дети
школьного возраста, пусть они всегда сообщают, где и с кем проводят время.
- Запретите ребенку гулять в опасных местах, дружить с ребятами,
склонными к бродяжничеству, пропуску уроков.
- Объясните ребенку правила поведения, когда он остается один на улице
либо дома;
- Расскажите ребёнку, сто если у него появилось хотя бы малейшее сомнение
в человеке, который находится рядом, или его что-то насторожило, то лучше
отойти от него, либо остановиться и пропустить этого человека вперед;
- Необходимо знать, какие передачи ребенок смотрит по телевизору, на какие
сайты в Интернете чаще всего заходит, для того чтобы исключить просмотр
фильмов сексуальными сценами и сценами насилия, исключить возможность
общения Вашего ребенка с педофилом через Интернет. Обязательно
контролировать время, которое ребенок проводит в Интернете, будьте в
курсе, с кем Ваш ребенок контактирует в сети.
- Будьте внимательны к мужчинам, бесцельно прогуливающимся около
подъезда, по школьному двору, возле забора детского сада. Сообщите об
этом в полицию. Иногда достаточно участковому проверить документы, как
потенциальный преступник исчезает из района. Злоумышленник может
находиться за рулем автомобиля, он паркует машину около школы и
наблюдает за детьми. Если вы заметили подозрительную машину, запишите
номер, запомните ее цвет, марку, зафиксируйте в памяти внешность водителя
или пассажира. Сообщите об этом директору школы.
- Предложите ребенку возвращаться с уроков, из кружков и секций в
компании одноклассников, если нет возможности встречать его лично.
- Поддерживайте контакт с воспитателем детского сада, учителем,
психологом в детских учреждениях с целью предотвращения совершения
насильственных преступлений в отношении Вашего ребенка.
- Постройте с ребенком теплые, доверительные отношения. Часто в беду
попадают именно те дети, которым дома не хватает любви, ласки и
понимания.

свернуть

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ О ПОРЕЗАХ И ДРУГИХ ФОРМАХ САМОПОВРЕЖДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

развернуть

Самоповреждение – это сознательное причинение себе физического вреда. Чаще всего это порезы. Но могут быть и другие формы (например, ожоги, царапины, девушки часто рвут на себе волосы). 

Самоповреждающее поведениеэто комплекс действий аутоагрессивного характера, нацеленных на причинение физического вреда собственному телу. Суицидальные намерения отсутствуют, нанесение физического ущерба помогает справиться с негативными переживаниями.

Зачем дети это делают?

Причинение сознательного физического вреда себе – это способ справится с отрицательными эмоциями, с которыми человек не справляется по-другому.

Часто это попытка заглушить эмоциональное страдание физической болью.

На какое-то время это получается. Но самоповреждение приносит только временное облегчение и может превратиться в порочную привычку. Вместо того, чтобы научиться справляться со своими переживаниями, человек будет дальше резать себе кожу на руках или делать что-то еще подобное, а переживания в итоге никуда не денутся.

Основные факторы риска развития самоповреждающего поведения:

  • Межличностные (проблемы со сверстниками, педагогами, травля, общение с подростками, наносящими самоповреждения, отсутствие друзей);
  • Ситуационные (денежные долги, смерть близкого человека, «любовные» проблемы, тяжелые болезни, сексуальное насилие, сексуальная неудача, раскаяние за совершенные действия);
  • Эмоциональные (перфекционизм, большое количество эмоций у подростка, страх и неумение управлять своими эмоциями, избыточная сексуальность, нарушения настроения).
  • Семейные (отсутствие теплых, доверительных отношений, отсутствие любви, смерть или развод в семье, семейная враждебность и постоянная критика со стороны родителей, дисфункциональная семья, семейные саморазрушающие формы поведения членов семьи, безразличие к ребенку, отсутствие эмоциональной связи с ним, прессинг «успеха»).

Признаки того, что подросток прибегает к самоповреждению:

Самоповреждение обычно скрывают. Но все же насторожить должно следующее:

– порезы, ожоги, следы укусов, синяки или безволосые участки непонятного происхождения;

– ношение одежды, полностью закрывающей руки и ноги, даже в жаркое время года, – человек избегает занятий спортом или переодевания в присутствии других;

– следы салфеток со следами крови в мусорном ведре;

– повышенный интерес и собирание острых предметов;

– самоизоляция, отчуждение от друзей и родных;

– плохое настроение, потеря интереса к жизни, депрессия или взрывы гнева;

– самообвинения, разговоры о своей несостоятельности, бесполезности или безнадежности.

Важно помнить, что эти проявления могут иметь другие причины и не всегда означают, что человек наносит себе повреждения. Какие-либо тревожные признаки могут вообще отсутствовать.

Очень часто молодые люди, прибегающие к самоповреждению, крайне требовательны к себе и не выставляют чувства напоказ. Признаться кому-то в том, что они наносят себе повреждения, или вообще говорить о своих проблемах, для них мучительно трудно. Чаще всего следы самоповреждений скрываются, и очень искусно.

Как реагировать?

Первой и наиболее часто встречающейся реакцией родителей является паника, а иногда и гнев. Это нормально и вполне объяснимо. Скорее всего, вам захочется сказать что-то вроде: «Что это такое? Что ты вообще делаешь?» или «Прекрати немедленно, и чтоб я этого больше не видел(а)!». Да, вы этого больше не увидите. Потому что подросток будет тщательнее скрывать следы самоповреждения или выберет другое место на теле, более скрытое от глаз. Но вряд ли это прекратится от одного вашего окрика.

Помните, что дети и молодые люди, которые пытаются решить свои эмоциональные проблемы через причинение себе физической боли, часто одновременно страдают от чувства вины и стыда. Бравировать следами от порезов они могут только среди тех, кто делает то же самое. Но в основном они не хотят говорить об этом и показывать это.

Важно сохранять спокойствие и пытаться наладить честный и открытый диалог.

Нападки, шквал вопросов и взрыв эмоций приведут только к тому, что ребенок замкнется и вообще перестанет разговаривать. Вместо этого задавайте вопросы, предполагающие развернутый ответ, о том, что человек чувствует. Помните, что самоповреждение – только симптом другой, более глубокой проблемы. Попытайтесь понять, в чем причина такого поведения. Часто подростки и молодые люди, прибегающее к самоповреждению, не могут объяснить, что с ними происходит. Попробуйте разобраться вместе.

Не начинайте открытое противостояние. Присматривайте за ребенком, но не устраивайте слежку.

Соблюдайте границы и не бойтесь здоровой дисциплины. Дисциплина в семье дает ребенку ощущение безопасности и эмоциональной стабильности.

Если вы чувствуете себя уверенно, спросите у ребенка, стоит ли убрать предметы, которыми он или она наносит повреждения – поможет ли это справиться с самоповреждением или, напротив, тогда найдется предмет, более опасный для здоровья?

Если вы чувствуете, что не справляетесь сами, обратитесь за помощью к психологу. Не вините себя. Сохраняйте спокойствие. Уравновешенная, поддерживающая реакция родителей – одно из важнейших условий для восстановления подростка.

свернуть

Рекомендации родителям по предотвращению и профилактике суицидального поведения детей и подростков

развернуть

Уважаемые Родители! Задумайтесь, часто ли вы улыбаетесь своему ребенку, говорите с ним о его делах, искренне интересуетесь делами в школе, взаимоотношениями с друзьями, одноклассниками…

Семейная дезорганизация – главная социально-психологическая причина суицидов. Дети, совершающие самоубийство, как правило, из неблагополучных семей, где нет доверительных взаимоотношений, ребенку не с кем поговорить, в которых часто происходят конфликты между родителями, между родителями и детьми с применением насилия. Экономические проблемы в семье, ранняя потеря родителей или утрата с ними взаимопонимания, болезнь матери, уход из семьи отца – также могут быть причинами суицидального решения.

Если кризисная ситуация вызывает у подростка сильные переживания, он может задуматься о причинении себе вреда как способе решения проблемы (даже если раньше говорил, что самоубийство могут совершить только дураки). Суицидальное поведение подростков может иметь неожиданный, импульсивный характер, а может развиваться постепенно. Насторожить взрослого могут следующие признаки в психологическом состоянии и поведении ребенка.

Поведенческие признаки суицидального поведения:

  1. Уход в себя.Стремление побыть наедине с собой естественно и нормально для каждого человека. Но будьте начеку, когда замкнутость, обособление становятся глубокими и длительными. Суицидальные подростки часто замыкаются, подолгу не выходят из своих комнат, сторонятся вчерашних друзей и товарищей. Они включают музыку и выключаются из жизни.
  2. Капризность, привередливость.Каждый из нас время от времени капризничает, хандрит. Это состояние может быть вызвано погодой, самочувствием, усталостью, служебными или семейными неурядицами и т.п. Но когда настроение подростка чуть ли не ежедневно колеблется между возбуждением и упадком, налицо причины для тревоги. Существуют веские свидетельства, что подобные эмоциональные колебания являются предвестниками смерти.
  3. Депрессия.Это глубокий эмоциональный упадок, который у каждого человека проявляется по-своему.

Признаки депрессивных реакций у подростков:

  1. Снижение интереса к деятельности, потеря удовольствия от деятельности, которая раньше нравилась.
  2. Уклонение от общения: нежелание идти в школу, общаться со сверстниками, склонность к уединению.
  3. Снижение успеваемости из-за трудностей концентрации внимания и нарушений запоминания.
  4. Вялость, хроническая усталость.
  5. Грустное настроение или повышенная раздражительность. Идеи собственной малоценности, никчемности.
  6. Телесное недомогание: головная боль, проблемы с желудком.
  7. Возможным проявлением депрессии может быть отклонение от общепринятых норм поведения: показная бравада, грубость, демонстративные уходы из дома, употребление алкоголя, наркотиков.
  8. Агрессивность.Многим актам самоубийства предшествуют вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружающим. Нередко подобные явления оказываются призывом суицидента обратить на него внимание, помочь ему. Однако подобный призыв обычно дает противоположный результат – неприязнь окружающих, их отчуждение от суицидента. Вместо понимания подросток получает  осуждение со стороны окружающих.
  9. Саморазрушающее и рискованное поведение.Некоторые суицидальные подростки постоянно стремятся причинить себе вред, ведут себя “на грани риска”, где бы они ни находились – на оживленных перекрестках, на извивающейся горной дороге, на узком мосту или на железнодорожных путях.
  10. Потеря самоуважения.Подростки с заниженной самооценкой или же относящиеся к себе и вовсе без всякого уважения считают себя никчемными, ненужными и нелюбимыми. Им кажется, что они аутсайдеры и неудачники, что у них ничего не получается и что никто их не любит. В этом случае у них может возникнуть мысль, что будет лучше, если они умрут.
  11. Изменение аппетита.Отсутствие его или, наоборот, ненормально повышенный аппетит тесно связаны с саморазрушающими мыслями и должны всегда рассматриваться как критерий потенциальной опасности. Подростки с хорошим аппетитом становятся разборчивы, те же, у кого аппетит всегда был плохой или неважный, едят “в три горла”. Соответственно, худые подростки полнеют, а упитанные, наоборот, худеют.
  12. Изменение режима сна.В большинстве своем суицидальные подростки спят целыми днями; некоторые же, напротив, теряют сон и превращаются в “сов”: допоздна они ходят взад-вперед по своей комнате, кто-то ложится только под утро, бодрствуя без всякой видимой причины.
  13. Изменение успеваемости.Многие подростки, которые раньше учились на “хорошо” и “отлично”, начинают прогуливать, их успеваемость резко падает.
  14. Внешний вид.Известны случаи, когда суицидальные подростки перестают следить за своим внешним видом. Подростки, оказавшиеся в кризисной ситуации, неопрятны, похоже, им совершенно безразлично, какое впечатление они производят.
  15. Раздача подарков окружающим.Некоторые подростки, планирующие суицид, предварительно раздают близким, друзьям свои вещи. Как показывает опыт, эта зловещая акция – прямой предвестник грядущего несчастья. В каждом таком случае рекомендуется серьезная и откровенная беседа для выяснения намерений потенциального суицидента.
  16. Приведение дел в порядок.Одни суицидальные подростки будут раздавать свои любимые вещи, другие сочтут необходимым перед смертью “привести свои дела в порядок”.
  17. Психологическая травма.Каждый человек имеет свой индивидуальный эмоциональный порог. К его слому может привести крупное эмоциональное потрясение или цепь мелких травмирующих переживаний, которые постепенно накапливаются. Расставание с родными, домом, привычным укладом жизни, столкновение со значительными физическими и моральными нагрузками, незнакомая обстановка и атмосфера могут показаться человеку трагедией его жизни. Если к этому добавляется развод родителей, смерть или несчастье с кем-либо из близких, личные невзгоды, у него могут возникнуть мысли и настроения, чреватые суицидом.

 

 Вербальные признаки суицидального поведения:

Словесные заявления подростка, типа:

  • «ненавижу жизнь»;
  • «они пожалеют о том, что они мне сделали»;
  • «не могу этого вынести»;
  • «я покончу с собой»;
  • «никому я не нужен»;
  • «это выше моих сил»,
  • «я больше никому не доставлю неприятности».

Любое высказанное стремление уйти из жизни должно восприниматься серьезно. Эти заявления можно интерпретировать как прямое предупреждение о готовящемся самоубийстве. В таких случаях нельзя допускать черствости, агрессивности к подростку, которые только подтолкнут его к исполнению угрозы. Напротив, необходимо проявить выдержку, спокойствие, предложить ему помощь, консультацию у специалистов.

 

Признаки высокой вероятности реализации попытки самоубийства:

- открытые высказывания знакомым, родственникам, любимым о желании покончить жизнь самоубийством;

- косвенные «намеки» на возможность суицидальных действий (например, появление в кругу друзей, родных, одноклассников с петлей на шее, «игра» с оружием, имитирующая самоубийство...);

- активная подготовка: поиск средств (собирание таблеток, хранение отравляющих веществ, жидкостей и т.п.), фиксация на примерах самоубийств (частые разговоры о самоубийствах вообще), символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей);

- изменившийся стереотип поведения: несвойственная замкнутость и снижение двигательной активности у подвижных, общительных, возбужденное поведение и повышенная общительность у малоподвижных и молчаливых, сужение круга контактов, стремление к уединению.

 

С целью профилактики суицидов родителям необходимо:

  1. Ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка.
  2. Анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию.
  3. Учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: «Что будет, если...».
  4. Воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.
  5. Не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии.
  6. Не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы.
  7. Обсудить с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; записать соответствующие номера телефонов.
  8. Записать свои рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым родители сами доверяют.

 

В случае нахождения ребенка в кризисном состоянии:

  1. Крепко прижмите ребенка к себе. Именно близость к родителям дает ребенку уверенность в том, что все хорошо. Заключение его в объятия позволяет одновременно оценить, насколько серьезно психически травмирован ребенок.
  2. Попросите ребенка рассказать о том, что произошло. Следует обратить внимание не только на то, что он рассказывает, а как он это делает, то есть на его жесты и эмоции. Чем подробнее ребенок расскажет о происшедшем, «выпуская пар своих эмоций», тем быстрее он успокоится. Доверие ребенка к родителям создает предпосылки для будущих бесед о его неприятностях и психических травмах.
  3. Выслушав ребенка, ободрите и успокойте его. Спокойным и нежным голосом следует произнести слова утешения, ободрения и поддержки. «Все будет хорошо, дорогой. Мама любит тебя. Все образуется. Мы вместе все решим». Следует объяснить сложившуюся ситуацию с другой точки зрения, давая грамотную оценку происходящим событиям и пути выхода из нее. Если выход из данной ситуации неочевиден, следует вместе с ребенком обратиться за помощью к специалисту.
  4. Покажите вашему ребенку, что его благополучие всегда стоит для вас на первом месте. В кризисной ситуации ребенку крайне нужна защита и помощь ему в преодолении душевного кризиса, где бы он ни возник – дома или вне дома.
  5. Принимайте решительные меры по предупреждению дальнейших несправедливых поступков по отношению к вашему ребенку. Если кто-либо обидел вашего ребенка, следует принять все необходимые меры, чтобы такое больше никогда не повторилось. Готовность родителей защитить ребенка от несправедливости покажет ему, что он не одинок. Родителям необходимо дать почувствовать ребенку, что он им не безразличен и очень дорог и что родители его действительно очень любят.
  6. Помогите ребенку преодолеть последствия обид и несправедливости. Родителям следует учить ребенка умению прощать.
  7. Если вы почувствовали желание ребенка совершить суицид, обязательно обратитесь за помощью к специалистам. Взрослые люди, несомненно, могут иметь благие намерения, но им может не хватать умения и опыта, кроме того, они бывают склонны к излишней эмоциональности. Проконсультируйтесь с психологом о возможной помощи. Иногда единственной альтернативой помощи суициденту, если ситуация оказывается безнадежной, становится госпитализация в психиатрическую больницу. Промедление может быть опасным; госпитализация может принести облегчение, как подростку, так и в семье.
  8. Следует критически рассмотреть отношения в семье, с ребенком и сменить стиль общения во избежание трагедии. Необходимо все бросить и заняться жизнью ребенка, за которого родители несут ответственность. Родители обязаны помочь ребенку в период становления личности разобраться в главном, научить преодолевать трудности, создать перспективу, просто посочувствовать ему и принять его таким, каков он есть.
  9. При попытке суицида необходимо немедленно вызвать «скорую» медицинскую помощь, а тем временем постараться взять себя в руки и не паниковать. Не следует кричать, говорить следует спокойно и доброжелательно, ни в коем случае не упрекать ребенка или кого-то из родных в случившемся. Беда ведь общая. При попытке отравления следует промыть желудок, а при порезе перетянуть руку жгутом и остановить кровотечение. В случае негативной реакции родителей на суицидное поведение подростка ситуация может усугубиться с дальнейшими негативными реакциями ребенка или уходом из дома. Во всяком случае это происшествие должно всерьез заставить родителей задуматься об их отношениях с детьми, между собой и психологической обстановке в семье в целом. Если ребенок доведен до такого состояния, что он решил «уйти в мир иной», значит, есть на это очень серьезные причины.

ВСЕГДА ПОМНИТЕ! Для ваших детей нет никого ближе и роднее, чем вы...

Основные принципы разговора с ребенком, находящимся в кризисном состоянии

  • Успокоиться самому.
  • Уделить все внимание ребенку.
  • Вести беседу так, будто вы обладаете неограниченным запасом времени и важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.
  • Избегать нотаций, уговаривания, менторского тона речи.
  • Дать ребенку возможность высказаться и говорить только тогда, когда перестанет говорить он.

Структура разговора и примеры фраз для оказания эмоциональной поддержки:

1)      Начало разговора: «Мне показалось, что в последнее время ты выглядишь расстроенным, у тебя что-то случилось?».

 2)      Активное слушание. Пересказать то, что ребенок рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей: «Правильно ли я тебя понял(а), что ...?».

3)      Прояснение намерений: «Бывало ли тебе так тяжело, что тебе хотелось, чтобы это все поскорее закончилось?».

4)      Расширение перспективы: «Давай подумаем, какие могут быть выходы из этой ситуации? Как ты раньше справлялся с трудностями? Что бы ты сказал, если бы на твоем месте был твой друг?».

5)      Нормализация, вселение надежды: «Иногда мы все чувствуем себя подавленными, неспособными что-либо изменить, но потом это состояние проходит».

 

Примеры ведения диалога с подростком, находящимся в кризисном состоянии:

  1. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Ненавижу учебу, школу и т.п.», СПРОСИТЕ: «Что именно тебя раздражает?» «Что ты хочешь сделать, когда это чувствуешь?...». НЕ ГОВОРИТЕ: «Когда я был в твоем возрасте... да ты просто лентяй!».
  2. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Все кажется таким безнадежным...», СКАЖИТЕ: «Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы, и какую из них надо решить в первую очередь». НЕ ГОВОРИТЕ: «Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе».
  3. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Всем было бы лучше без меня!», СПРОСИТЕ: «Кому именно?», «На кого ты обижен?», «Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит». НЕ ГОВОРИТЕ: «Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом».
  4. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Вы не понимаете меня!», СПРОСИТЕ: «Что я сейчас должен понять? Я действительно хочу это знать». НЕ ГОВОРИТЕ: «Кто же может понять молодежь в наши дни?».
  5. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Я совершил ужасный поступок...», СКАЖИТЕ: «Давай сядем и поговорим об этом». НЕ ГОВОРИТЕ: «Что посеешь, то и пожнешь!».
  6. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «А если у меня не получится?», СКАЖИТЕ: «Если не получится, ничего страшного. Мы вместе подумаем, почему не получилось в этот раз, и что можно сделать, чтобы получилось в следующий». НЕ ГОВОРИТЕ: «Если не получится, значит, ты недостаточно постарался!».

 

Если в процессе разговора (или просто по результатам своих наблюдений) вы обнаруживаете у подростка признаки наличия депрессивного состояния, не стоит трактовать их как возрастной кризис, необходимо незамедлительно обратиться за консультацией к неврологу или детскому психиатру для оценки состояния и оказания своевременной помощи.

свернуть

Развитие самооценки ребёнка младшего школьного возраста

развернуть

Проблема: ребёнок не умеет реально оценить свои силы и возможности, скромный, тревожный, наличие страхов

Решение проблемы

То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В семье закладываются основы личности.  Родители должны понимать, насколько велика их роль для успешного развития их ребёнка. Большое значение в становлении самооценки младшего школьника, имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

 Поощрения (подарки, слова ободрения), поддерживая и закрепляя конкретное поведение, работают на формирование позитивной оценки себя, а наказания и игнорирование – на попытку найти поощряемый вариант и негативную оценку себя в настоящем. Если воспитание грешит однообразием, не способствуя различению типов поведения (ребёнок получает только похвалы или только наказания, что бы ни сделал), эта неадекватность переходит в неадекватную самооценку.  Помимо действий важны слова, так как то, что говорят родители, проецируя свои ожидания или надежды на ребёнка, также сохраняется в детской памяти. Слова взрослых могут стать путеводителем по жизни в одном случае или вредными советами, где все нужно делать строго, наоборот, в другом. На этом этапе детская самооценка зависит от особенностей семейной воспитательной политики.

Низкая самооценка не дает способностям школьника полностью раскрыться. А слишком высокое мнение о себе может быть опасным: ребёнок будет приписывать себе несуществующие достоинства и нереальные перспективы, а затем, в будущем, страдать, когда жизнь начнёт всё расставлять на свои места.

Часто родители,  придумывают, каким должен быть ребёнок в идеале, а когда он не соответствует их мечтам, упрекают его за это, не замечая достоинств, которые просто не были включены в их, родительские, планы. Поэтому, чтобы у ребёнка не воспиталось низкой самооценки и ощущения ущербности, не стоит возлагать на него каких-то огромных надежд, чтобы впоследствии не прийти к разочарованию. И, наоборот, нужно старательно замечать достоинства, открывать в ребёнке ему присущие черты.

Похвала и критика тоже должны иметь разумное соотношение: нельзя всё, что делает ребёнок, безоговорочно хвалить, но и ругать за всё подряд – тоже не стоит. Если критика будет превышать похвалу, то ребёнок начнет избегать общения с родителями. И, критикуя ребёнка (если есть в этом необходимость), нужно найти, за что его можно похвалить, например, за самостоятельность, за ум, силу воли. Более того, в конце разговора нужно выразить искреннюю надежду, что ребёнок понял критику и быстро всё исправит.

Другая ошибка родителя – отсутствие понимания или признания неповторимости своего ребёнка. Большинство родителей уделяют мало внимания чувствам, желаниям и мнениям своих детей. Они воспринимают несогласие либо как личное оскорбление, либо как открытое неуважение к себе. Такие родители считают, что проблемы существуют только у их детей, тогда как на самом деле они есть и у них, и у их чад.

Для того чтобы помочь детям повысить самооценку, необходимо оказывать им поддержку, проявлять искреннюю заботу о них и как можно чаще давать позитивную оценку их действиям и поступкам

Для того, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на формирование самооценки ребёнка, необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

ü  принимать активное участие в жизни семьи;

ü  всегда находить время, чтобы поговорить с ребёнком;

ü  интересоваться проблемами ребёнка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

ü  не оказывать на ребёнка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

ü  иметь представление о различных этапах в жизни ребёнка;

ü  уважать право ребёнка на собственное мнение;

ü  уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребёнку, как к равноправному партнёру, который просто на данный момент обладает меньшим жизненным опытом;

ü  с уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

Таким образом, влияние семьи на самооценку младшего школьника трудно переоценить, так как то, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей своей будущей жизни. Поэтому родители должны понимать, как велико значение правильного семейного воспитания в развитии адекватной самооценки ребёнка.

 

Что же делать, если самооценка ребенка младшего школьного возраста низкая?

Для начала, побудить ребенка к другим занятиям, не связанным со школьной программой (кружки спорта, музыки, поделок и так далее). Только не заставляйте: «Будешь заниматься спортом». Пусть ребенок сам выберет, какой кружок он хочет посещать. Тогда даже при неудачах в школе у него будет что-то вроде компенсации – дело, которым ему нравиться заниматься и которое он хорошо делает.

Обучите ребенка критически относиться к высказываниям и замечаниям о нем других детей или взрослых. Можно обсудить: «Действительно ли ты бездарный? Давай подумаем вместе. Бездарный человек – это тот, кто не умеет ничего. У тебя же получалось сделать правильно домашнюю работу?». Обида и злость на преподавателя – нормальное явление. Так же может присутствовать ощущение собственной никчемности и злость на себя. Это все нужно обговорить с ребенком.

Дайте возможность ребенку отстаивать свое мнение. Обучить этому можно на примере общения с вами. Для тренировки попробуйте разок поступить заведомо неправильно (например, если помогаете ему с уроками, решите неправильно задачку по математике) и дайте ему возможность доказать свою правоту. Просто чаще слушайте.

Давайте ребенку право голоса при принятии совместного решения. Куда пойти всей семьей в выходной? Обсуждаем вместе с ребенком. Только не путайте «потакать» и «обсуждать». Например, мама хочет в кино, папа – в гости, а что хочет сын или дочь? Потом вырабатывайте совместное решение. Так вы научите ребенка слышать других и уважать их желания так же, как и свои.

Поощряйте общение… Если у вашего ребенка есть близкий друг, у него не может быть низкой самооценки. Ведь кто-то разделяет его мысли, чувства. «Я сам нашел такого другого, сам подружился с ним!» – это ощущение своей ценности очень благотворно влияет на самооценку ребенка. К тому же дружба в детском возрасте – важный этап на пути овладения искусством общения.

 

Советы родителям по формированию адекватной самооценки:

  • не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного;
  • не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком;
  • поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его;
  • не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого;
  • показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела;
  • не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).

     Как проявляется уровень самооценки в поведении?

Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт – вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими.

Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это им не удается.

При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: "Я – самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать". Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами.

Следует особо подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, всегда носит субъективный характер.

Каждый ребенок пытается найти свое место в семье, в коллективе, ощущать себя при этом значимым, необходимым, любимым. Самооценка школьника складывается во многом благодаря тому, как относятся к нему его родители.

При этом эта зависимость может быть разной:

  • Самооценка по принципу «Эхо». Ребенок воспринимает свои качества так, как подчеркивают их родители. Так ребенок становится зависим от чужого мнения, вместо того, чтобы вырабатывать собственные критерии позитивного отношения к себе.
  • Есть смешанная самооценка. Один образ своего я, созданный в результате своего успешного социального взаимодействия, а второй – отголосок отношения родителей. Успех вне семьи позволяет школьнику уважать себя, он разделяет родительские требования.
  • Третий тип самооценки – активная борьба против родительской оценки себя. Но оценивает он себя теми же критериями, что и родители. Бывает, что неприятие родительской оценки дополняется самооценкой себя из расчета своих собственных требований.

Высокий уровень самооценки является возрастной нормой для детей младшего школьного возраста.

свернуть