ДЛЯ ПАПЫ

РОЛЬ ОТЦОВСТВА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
 
 
В последнее время педагогов и  родителей тревожит тот факт, что воспитание детей ложится в основном на плечи женщин. Но отцовство играет не менее значимую роль в воспитании детей, чем материнство. Безотцовщина возникает не только там, где ребенка воспитывает одна мать. Нередко ребенок вырастает, не испытав на себе мужского влияния, в тех семьях, где отец не только не хочет, но и не может исполнять свои обязанности. Отцами не рождаются. Ими становятся.
          Понимание проблемы отцовства тесно связанно с семейными традициями, воспитанием молодого поколения, культурой семьи. Перечисленные аспекты в разное  время вызывали интерес у философов, социологов, историков. Еще Аристотель определил основные функции отца и матери в семейных отношениях: отец учит, а мать растит; отец воспитывает волю, а мать – характер. Нельзя забывать о той значимой роли, которую отец играет в жизни ребенка.
 
Введение
 
Наиболее существенным фактором, влияющим на воспитание ребенка, является семья, в которой он получает основную информацию о себе и и окружающем мире. К тому же физическое, эмоциональное и социальное развитие ребенка во многом обусловлено влиянием родителей. В настоящее время проблема, связанная с воспитанием подрастающего поколения, особенно актуальна. Семья – главный объект общенационального интереса, а пропаганда семейных ценностей – конкретная государственная задача. От состава каждой семьи, её материального, духовного и культурного развития, характера ценностных ориентаций зависит благополучие всего общества.
            В современном обществе на смену традиционному типу отцовства, в рамках которого мужчина выполняет функции кормильца и главы семьи, является примером для подражания, а нередко и непосредственного начальника во внесемейной, общественно-трудовой деятельности, пришло новое, так называемое ответственное отцовство. Главными признаками этого феномена, наряду с материальным обеспечением семьи, являются ответственность за ребенка, занятость в процессе воспитания, физическое присутствие и доступность, участие в принятии решений. Отец – глава семьи, который принимает важные решения, советует, руководит. Отцовство – это целый комплекс явлений традиционной культуры и связанных с ними чувств и переживаний.
 
Основная часть
             В современной белоруской семье одну из самых важных ролей в воспитании выполняет отец, но не авторитарный, а уверенный в себе и своем положении, знающий и умелый, заботящийся о ребенке, не стесняющийся проявлений любви к жене и детям, в то же время способный взять на себя ответственность за принятые решения. Современные семьи развиваются в условиях кочественно новой и противоречивой ситуации. С одной стороны, отмечается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению её значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это конфликты в семьях, приводящие к росту числа разводов. Причин много: стремление одного из супругов к доминированию, автономии, расхождение во мнении относительно духовных и материальных ценностей.
Формирование института отцовства исторически связанно с возникновением частной собственности, когда появляется естественно необходимость её наследования одним из сыновей. Так, за мужчиной – хранителем традиций – закрепляется функция обеспечения женщин и детей. Поскольку поведение мужчины как родителя является, по сути, социальным, оно зависит от обучения и без соответствующих социальных условий может легко изменятья. Кроме того, психологическое содержание отцовской роли во многом зависит от опыта собственной социализации мужчины в семье родителей и от того, какую модель отцовства демонстрировал глава семьи.
            Отец выполняет функцию социального контролёра и является носителем требований и дисциплины. Для детей он – источник познаний о мире, труде, технике, формирующий у них социально полезные цели и идеалы, профессиональную ориентацию.
          Особенности отцовской роли в семье и воспитании детей определяются такими факторами, как доступность отца для ребенка, его включённость в совместную деятельность. При сравнении материнского и отцовского стилей воспитания было показано, что авторитарность отца оказывает более положительное влияние на познавательные способности детей, чем матери.  Интеллектуальные характеристики отца точнее, чем подобные характеристики матери, соответствуют формированию познавательных навыков ребенка. Обнаружено положительное соответствие между одаренностью детей и уровнем сложности отцовской профессии.
           Каждый ребенок нуждается в отцовском внимании, участии, понимании, дружбе, общности интересов. Отец  является не только кормильцем, но и человеком, открывающим ребенку мир, помогает ему расти уверенным в себе. Отец играет в семье не одну, а множество ролей, и его успех зависит от меры его успешности в каждой из них. Авторитетное отцовство благоприятствует учебным успехам ребенка, уменьшению эмоциональных трудностей, повышению уровня самоуважения.  Индивидуальный стиль отцовства сильно зависит от прошлого собственного опыта мужчины, от того, каким был его отец. Этот опыт передается от поколения в поколение. В.А.Сухомлинский писал: «Любого работника – тот сторожа до министра – можно заменить таким же или еще более способным работником, хорошего же отца заменить таким же хорошим отцом невозможно». Отец – это один из первых объектов, который играет роль в ранней идентификации ребенка. 
Отец для ребенка не просто родной человек, а образец мужчины, символ мужественности, мужского начала. Благодаря той функции которую он выполняет, отец помогает ребенку составить представление о самом себе и окружающих. Отцу присуща врожденная реакция относительно заботы о жене и детях и их защиты.
Роль отца представляет собой определенный пример поведения, источник познания о мире,  труде,  технике. Он способствует ориентировке на будущую профессию, определению социально полезных целей и создает идеалы. Отец может сформулировать у ребенка способность к инициативе и противостоянию групповому давлению.  Его авторитарность оказывает положительное влияние на умственные характеристики детей. Отец – единственный герой для ребенка, который способен разогнать тени. Любовь отца  - пример родительского поведения    
Любовь отца – пример родительского поведения, способствующий формированию жизненной позиции в обществе. У мальчика созревает потребность и способность защищать других, брать на себя ответственность, появляются внутренняя энергия
и душевная сила.
Девочке тоже нужны дружеские отношения с отцом, который способствовал формированию у неё позитивной самооценки, выражал одобрение её действий, способностей,  внешности. Повседневное общение дочери с отцом учит ее разбираться в мужской психологии. Будучи взрослой, каждая девочка пытается выстроить свои  отношения с мужчинами по аналогии. Oт природы,  мужчина – лучший воспитатель. Ему проще войти в детскую душу. Ведь для установки психологического контакта необязательно уметь готовить и стирать. Иногда единственное слово отца — закон для семьи. Народная мудрость гласит: «Если в доме нет отца — значит, в доме нет одной стены».
Предлагаем  вашему вниманию выдержи мини-сочинений-эссе «Мой папа».
«Мой  папа любит правду и ненавидит ложь. Я  хотела бы, чтобы папа был моим наставником и не бросал меня в трудную минуту».
«Мой отец очень трудолюбивый, его уважают на работe.  Мне хочется, чтобы он больше времени проводил со мной».
« Я люблю своего папу за то, что он меня бережёт  и никогда не даёт меня в обиду. Мы привыкли доверять свои секреты и заветные мечты мамам, но я с некоторыми проблемами об­щаюсь только к папе, так как считаю, что никто лучше него не поймёт моих трудностей».
«Некоторые считают, что папины советы им не нужны. Это неправда! Поставьте на место ребёнка из детского дома, который даже за одно замечание папы отдал бы многое».
Я горжусь своим отцом за его честность и справедливость. Он является тем источником силы, в котором я нуждаюсь. Когда у меня что-то не получается и я опускаю руки, отец вдохновляет меня и убеждает в том, что всё будет хорошо».
«Я хотела бы, чтобы мой папа вовремя приходил с работы, помогал маме и чаще беседовал со мной».
«Мой отец меня ругает за плохие поступки, а хорошие никогда не хвалит. Мне хотелось  бы, чтобы он не был таким строгим».
«Я хочу попросить папу, чтобы он чаще вспоминал своё детство и своего отца, а также то, что ему не нравилось в нём, чтобы избежать ошибок в наших с ним отношениях».
Итак, дети хотят, чтобы слова отца не расходились с его делами, чтобы он укреплял веру завтрашний  день, вселял спокойствие в души членов семьи. Также подростки хотят видеть в отце собеседника, который идёт на откровенный разговор рому можно довериться. Гордость за своих отцов — это моральный фундамент для развития личности ребёнка.. Стыд за них — это тяжесть на сердце,  неуверенность в себе.
Заключение
Отец может быть чудесным воспитателем сво­их детей, он способен вдохнуть в
них веру в своё «я», привить чувство собственного досто­инства, ответственность
за всё, что происходит с ними в семье. Благодаря мужскому влиянию у детей развиваются ум, смекалка, желание посто­ять за себя и других.
Семья воспитывает детей всем укладом сво­ей жизни, а отец — поведением, отношением к жене, матери. Нельзя быть отцом вполсилы или только по
воскресеньям. Быть настоящим отцом, нужным своему ребёнку — это труд,
который требует терпения и мудрости.
 
Тест «Какой Вы отец?»
1. Помогаете ли Вы своим родителям?
2. Умеет ли Ваша семья распределять финан­совые средства так, чтобы дети имели самое не­обходимое?
 
3.Пытаетесь ли Вы избежать семейных ссор с супругой в присутствии детей?
 
4.Занимаетесь ли Вы своим ребёнком, разви­вая его физически и интеллектуально?
 
5.Всегда ли Вам удаётся выполнить обещание?
 
6.Имеет ли Ваш ребёнок обязанности по дому?
 
7.Знаете ли Вы, с кем дружат ваши дети?
 
8.Доверяет ли ребёнок Вам свои тайны?
 
9.Считаете ли Вы себя хорошим отцом? 
          
Положительные ответы дали:
с 1-го по 9-й вопрос — 12 опрошенных (22 %): это значит, что они хорошие отцы;
с 7-го по 9-й — 35 отцов (64 %): они старают­ся быть внимательными, но пока не имеют боль­шого опыта и им можно рекомендовать чтение педагогической литературы;
с 4-го по 6-й — 8 опрошенных  (14 %): им на­до серьёзно заняться семьёй и полностью пе­ресмотреть своё отношение к детям. Наиболее действенным путём решения данной пробле­мы является приобщение отцов к подготовке и проведению совместных школьных детско-родительских мероприятий, а также к организа­ции активного психолого-педагогического про­свещения отцов.