РОДИТЕЛЯМ

ЖИЗНЕННЫЕ ПЛАНЫ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

 

 

Устремленность в будущее является главной чертой старшеклассника. Но вместе с тем подростки и юноши испытывают огромные трудности при определении своих жизненных целей и перспектив.

Есть юноши, которые вовсе не хотят задумываться над будущим, откладывая все трудные вопросы на «потом». В их представлении время как будто остановилось. Чувство остановки времени психологически означает как бы возврат к детскому состоянию, когда времени еще не существовало в переживании и не воспринималось осознанно.

Огромные проблемы возникают у старшеклассников и при попытке совместить ближнюю и дальнюю перспективы. Поэтому задача родителей заключается в развитии способности видеть перспективу своей будущей жизни, соотносить ближние и дальние перспективы, способности самому определять цели своей жизни.

От того, насколько будет правильным профессиональный выбор, зависит вся дальнейшая жизнь человека.

Родители имеют основания встревожиться, если их великовозрастный ребенок не может четко сформулировать свои планы на будущее или слишком часто меняет их. Надо попытаться понять, с чем это связано. Нужно спросить у самого ребенка, почему он до сих пор не принял решения. Если он огрызается или отмахивается от этих разговоров, возможно, ему просто не хочется задумываться о будущем. Это свидетельствует о некоторой инфантильности школьника, нежелании становиться взрослым. Причина молчания может быть и в другом - в недоверии к родителям и страхе, что они осудят сделанный выбор. Такие взрослые знают за собой привычку говорить с ребенком «сверху вниз» или делать едкие замечания в его адрес. Им на этот раз следует проявить терпение, такт и искреннюю заинтересованность. Полезно будет рассказать о том, как в свое время они сами выбирали профессию, что думали на этот счет их собственные родители, и были ли они в чем-то правы. Как бы не огорчал взрослых профессиональный выбор ребенка, бесполезно его отговаривать или категорично что-то запрещать. Важнее всего выяснить, насколько хорошо ваш ребенок понимает, какую именно жизнь он выбирает, нет ли у него иллюзорных представлений о содержании той или иной профессии, и о том, что все, кто трудится в определенной сфере, с первого дня работы получают «бешеные деньги» и т. п. В любом случае полезно почитать современную справочную литературу о профессиях и обсудить карьеру известных успешных и богатых людей, которые зачастую начинали с чистки обуви на улицах, озвучивания малобюджетных сериалов или выступления на детских утренниках.

Поздно отговаривать и переубеждать одиннадцатиклассника (старшеклассника), принявшего определенное решение и сумевшего привести аргументы в пользу своего выбора. Сам по себе факт самостоятельного решения должен радовать родителей, ведь именно самостоятельности они учат своих детей всю жизнь. Конечно, взрослые часто бывают недовольны планами своих детей и предрекают им одни неприятности. В такой ситуации лучше всего оставить без развернутых комментариев идеи ребенка. Достаточно высказать пожелание, чтобы человеку удалось все задуманное, а впоследствии искренне и подробно поинтересоваться, понимает ли он, что именно должен делать сейчас для достижения намеченной цели. Если старшеклассник только мечтает, но ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.

Кроме того, родители могут помочь своим детям справиться с вероятной неудачей на выбранном пути. Для этого надо заранее готовить «запасные варианты». Задолго до начала вступительных экзаменов необходимо обсудить возможность поступления в альтернативное учебное заведение.

Нередко родители, не сумев добиться осуществления собственных планов, надеются, что эти планы реализуют их дети. И они стараются навязать детям свои представления о будущей профессии, чем осложняют выбор подростков.

Предлагайте свои варианты, анализируйте с ребенком возможности, но ответственен за свою будущую жизнь сам ребенок.

Очень важен уровень информированности старшеклассников как о будущей профессии, так и о самих себе. Наши юноши и девушки очень плохо знают круг профессий, из которых им предстоит выбирать, и конкретные особенности каждой профессии, что делает их выбор в значительной степени случайным.

При выборе профессии старшеклассникам необходимо учитывать:

  • Насколько профессиональный план согласуется с интересами, склонностями и способностями ребенка;
  • Насколько профессиональный план согласуется с потребностями общества в кадрах;
  • Насколько профессиональный план согласуется с состоянием здоровья ребенка;
  • Имеет ли ребенок представление о будущей профессии.

Человек, полностью устремленный в будущее, лишает себя настоящего, перекрывая пути для полноценного развития своей личности. Родители ни в коем случае не должны препятствовать естественному для этого возраста стремлению общаться со сверстниками. Взрослым всегда кажется, что дети слишком много времени тратят на своих товарищей и собираются вместе только из желания развлечься. Однако юноши и девушки чувствуют острую необходимость в общении друг с другом.